Роковая любовь Ивана Пырьева
1. Впервые известный советский режиссер Иван Александрович Пырьев увидел 19-летнюю Люду Марченко в фильме "Отчий дом" и пригласил ее на Настеньку в "Белые ночи". "Как можно с таким носом играть Достоевского?", - шутил Пырьев над курносой актрисой. Вскоре всем окружающим стало понятно, что мэтр влюблен, страстно и безнадежно…
Во ВГИК Марченко поступила с первой попытки. Студенты с других курсов ходили табунами: "Разрешите посмотреть на вашу Одри Хепберн?!" В 18 она получила роль Тани в "Отчем доме" у Льва Кулиджанова. После этого были новые предложения, кипы писем от поклонников и миллионные тиражи фотографий в киосках, пишет "Московский комсомолец".
Современники вспоминали: "Людмила Марченко воплощала в себе редкое для тех лет актерское амплуа — романтическая героиня. И в то же она была время обыкновенной девчонкой из московского дворика". К тому времени зрители устали от рабочих и колхозниц на экране. Киноклассик И.А.Пырьев, автор "Свинарки и пастуха" и "Трактористов", нашел себе новую музу.
Женой режиссера была Мкарина Ладынина, к тому времени уже постаревшая. И вскоре стало понятно, что Пырьев влюблен, безумно и отчаянно. Это была последняя страсть. Агония.
"Люнечка" — так ласково звал он Людмилу. Ивана Александровича вызвали из-за актрисы на ковер в ЦК. Но он заявил, что это не их дело, что готов хоть сейчас же под венец…
Просить руки Настеньки Пырьев явился к ее матери. Но мать отказала именитому жениху: "Людин дедушка — ваш ровесник". Подружки тоже не одобряли эту связь: "Ты и сама всего добьешься". А большинство откровенно завидовали. Слава, наследство, киносвязи — неужели все ей одной?! За красивые глазки…
Сестра Людмилы Марченко вспоминает: "Честно говоря, мы тоже были против брака с Пырьевым. Но по другой причине. Мы, простые люди, видели, что Люда изменилась. Она стала курить и выпивать, бацилла славы поселилась в ней. Хотя Люда всегда защищала режиссера перед мной и мамой. Но она уважала его супругу Марину Ладынину и не хотела сделать той больно. К тому же мы чувствовали, что влюблена сестра не была. Однако Пырьев с Ладыниной расстался все равно…"
А к Люде Марченко пришла первая настоящая любовь. Ее избранник был женат. Но клялся, что разведется. "Мы не могли ее остановить, — переживает Галина Дорожкова. — Люда прибегала домой на минутку, а он в это время мерил шаги вдоль Моссовета — к нам никогда в гости не заходил, в отличие от Пырьева. Но Люда верила, что у них серьезно и любимый не может предать. Да только тот "ходок" быстро натешился".
Единственное роковое последствие романа — невозможность больше стать матерью. Случилось это в 19 лет. Трагедия всей ее жизни. А бывший любимый — главный сердцеед советского кинематографа — в интервью о ней никогда не вспоминал. Он играл известных аристократов, благородных героев.
После этого у Людмилы был еще роман. "Иван Александрович узнал, что у Люды появился гражданский муж, геолог. Пырьев взломал дверь в ее квартиру и в гневе начал все ломать и крушить. Даже помойное ведро выбросил на лестничную клетку, — говорит Галина Дорожкова. — Соседи слышали, но вмешиваться не стали. Он был могущественным директором "Мосфильма".
"На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!" — бросил режиссер в лицо Людмиле. Он хотел, чтобы ей тоже стало больно. Знаменитый режиссер женился еще раз. Но в официальном третьем браке он прожил всего три месяца. Снимать, не видя свою музу, он не мог физически. Как-то раз он вернулся домой со студии, лег и умер. Так "Братья Карамазовы" остались незавершенными. Вскрытие показало, что за последние годы Пырьев перенес шесть инфарктов.
После его смерти Марченко не снимали по инерции. Злопыхатели торжествовали, а она каждое утро, набрав номер "Мосфильма", обязана униженно интересовалась: "Нет ли что для меня?" И наконец последняя пощечина: "Не пойдете ли ассистентом режиссера? Техперсонала не хватает…"
"Мне кажется, что брак с графиком Соколовым стал для нее убежищем от людского зла. Она спряталась за ним, как за каменной стеной, — размышляет Светлана Лебедянская. — Когда меня спрашивали, как поживает актриса Людмила Марченко, я всегда отвечала, что теперь она жена художника".
"Я думаю, что до конца счастлива Люда не была. Иногда забредет к нам в деревню на огонек какой-нибудь пастух, глянем — а Людмила снова перед ним играет, — говорит Галина. — Конечно, Сергей любил ее до безумия. И она была благодарна ему за все. Ей было уютно в этой ее последней роли, она накинула ее на плечи, как теплую шаль…"
В конце июля 1996 года художник Сергей Соколов скоропостижно скончался от сердечного приступа. Актриса Людмила Марченко пережила мужа ровно на шесть месяцев. Она умерла в Москве от банального гриппа. Запретила родным приезжать в гости, чтобы те не заразились, и успокаивала их, что все в порядке. А сама — не вызывала врача и не принимала лекарств. Она просто не хотела жить одна.
Провожать Людмилу Марченко пришли всего несколько человек. Союз кинематографистов выделил на поминки 200 рублей. После ее смерти, когда разбирали старую мебель, из-за стекла книжного шкафа выпал портрет Ивана Пырьева.
|