Биография
Рейтинг@Mail.ru

Материалы об артистке Людмиле Марченко, статьи о Людмиле Марченко, фотографии Людмилы Марченко, фильмы с Людмилой Марченко, фотографии Люды Марченко, сайт Людмилы Марченко.
Людмила Марченко кино, Людмила Марченко фильмы, Людмила Марченко фильмография


Людмила Марченко. «Звезда, спаленная любовью».

В 59 году совсем еще юная актриса с горящими глазами приковала к экранам всю страну. Людмила Марченко вытащила свой звездный билет, сыграв в фильм Льва Кулиджанова «Отчий дом». Благодаря успешному дебюту, Марченко вошла в большую кинематографическую жизнь. Казалось, сумасшедший успех, круговорот славы, обожание зрителей и поклонников вошли в ее жизнь навсегда. Но сегодня мы вам расскажем историю женщины, которой пришлось за свою красоту и успех заплатить. На ее долю выпало много страданий, с которыми актриса не сумела справиться. Роковой в ее судьбе стала безумная страсть знаменитого режиссера Ивана Пырьева. Человека, сломавшего жизнь не одной женщине.
В фильме «Отчий дом» Лев Кулиджанов собрал прекрасный актерский ансамбль: Владимир Зубков, Нонна Мордюкова, Люсьена Овчинникова. Говорят, отношения на съемочной площадке сложились очень теплые. С Нонной Викторовной восемнадцатилетняя Людмила даже подружилась. Уже после смерти Марченко Мордюкова сказала: «Люда – это была богиня, и о ней надо вести особый, серьезный разговор».
После выхода на экраны фильма«Отчий дом» Людмилу Марченко не только оценили коллеги и полюбили зрители, еезаметил сам могущественный Иван Пырьев. Мэтр пригласил молодую актрису на рольНастеньки в «Белые ночи» по Достоевскому. Но во время съемок случилосьнепредвиденное. Марченко влюбилась в партнера по фильму Олега Стриженова –кумира всех советских женщин. В то время Олег Александрович был женат на Марине Стриженовой, красавице-актрисе, которую все знают по фильмам «Овод» и «Высота».У них подрастала дочь Наталья. Но, несмотря ни на что, на влюбленность молодой Марченко он ответил взаимностью.
Дорожкова: Он категорически отрицает это, потому что унего жена, ныне здравствующая, тоже с характером женщина.
Но она была в него влюблена. А уж как он... То есть, она была в него влюблена, и он был влюблен. Но это не любовь, а влюбленность. Тут есть кое-какая разница.
Я, например, его видела очень часто с нею. Мы из окна смотрели с мамой и с теткой моей. Он у Моссовета ходил и ждал ее. Она прибежит домой и бежит быстренько. Мама говорит: «Люда, опомнись! У него есть жена». А Люда сказала: «Он разводится». А мама говорит: «Так все говорят. Ты же знаешь, у тебя есть люди, которые тебя любят. Они приходят к нам в дом. Мы знаем, кто это такие. Пусть придет, если он серьезные чувства к тебе какие-то испытывает. Пусть придет, познакомится со мной. Раз этого нет, и вы год целый работаете на картине, неужели ты не понимаешь, что он не любит, а дурит тебя?» Но, Вы понимаете, влюбленному не докажешь ничего.
Был недолгий период, когда Марченко и Стриженов снимали квартиру в Демидовском переулке. Но вскоре все закончилось. Может, этот роман так и остался бы незначительным воспоминанием, если бы его последствия не стали для Марченко непоправимыми.
Будницкая: Как только самый тяжелый момент, - предположим, вот этот... страшный Демидовский переулок, что ли? Как там назывался, где она снимала? Когда с ней что-то случалось – вот был там неудачный аборт или что-то такое, значит, сразу звонок мне: «Саша, Алла, быстро приезжайте».Я прошла вместе с ней через все ее периоды жизни. Ну, где-то до года шестьдесят четвертого, шестьдесят пятого, шестого – вот я сейчас не могу сказать – вместе. Все самое счастливое, что было в ее жизни, в этот период, и все, что... и трагические какие-то события, которые были на ее пути, – мы всегда были рядом
Это период, действительно, обернулся настоящей драмой. Марченко не просто была влюблена в Стриженова, но и явно строила планы на будущее. Она ожидала ребенка, и, наверное, если бы у Стриженова была положительная на это реакция, она бы никогда добровольно не отказалась от его рождения, подписывая тем самым себе приговор на всю жизнь. Ей не суждено будет стать матерью после этого никогда. А со Стриженовым они расстались. Спустя годы Олег Александрович женился еще раз, на актрисе Любови Земляникиной. В этом браке родился сын Саша, ныне – известный режиссер и телеведущий Александр Стриженов.
Но в жизнь Людмилы Марченко фильм «Белые ночи» принес не только несчастливый роман со знаменитым актером. В период работы над картиной близкие все чаще стали замечать, что режиссер картины – всесильный Иван Пырьев часами прохаживается возле их дома, в надежде встретить Людмилу. Вскоре он открыто заявил о своей любви. Москва наполнилась слухами: он женат на великолепной Марине Ладыниной, ему 58, Марченко едва исполнилось 19. Иван Александрович старался всегда быть с ней рядом.
О том, какой сложной и неординарной личностью был Иван Александрович Пырьев до сих пор ходят легенды. Народный артист СССР, председатель Союза кинематографистов, директор «Мосфильма», депутат Верховного Совета, он обладал неограниченной властью. Одного его слова было достаточно, чтобы навсегда закрыть перед актером вход на съемочную площадку. Он не скрывал своего необузданного темперамента, о его выходках судачила вся Москва. Рассказывают, что в приступе ярости он мог гоняться за пожарным, помешавшим съемке в павильоне или проползти на «четвереньках» на глазах шокированной публики к телефону, по которому его требовало начальство. Таким же он был и в личной жизни. В годы, когда было принято все скрывать, Пырьев со скандалами женился и разводился, любимых женщин он щедро одаривал ролями в своих фильмах, а после разрыва отдавал приказания «не снимать». В случае с Марченко, Пырьев остался верен себе. Его влюбленность была так сильна, что он не боялся ничего. Похоже, что он готов был уйти от Ладыниной и назвать своей женой Марченко. Он всячески подталкивал Людмилу к этому решению.
Дорожкова: Он говорил везде, что это его жена. А ему верили. И представлял ее как жену: «Это моя жена Людмила Васильевна». При живой Марине Алексеевне. Людмиле это очень не нравилось.
Страсть Ивана Пырьева подняла к вершинам славы и сломала жизнь не одной женщине. Первой женой Ивана Александровича была звезда кино 20-х годов Ада Войцик. В период их совместной жизни Пырьев был еще начинающим, и, надо сказать, не слишком удачливым режиссером. Его первые картины успеха не имели. А после выхода на экраны фильма «Партийный билет», в котором супруга Ивана Александровича сыграла главную роль, партийное руководство отстранило режиссера от работы, с «Мосфильма» он был уволен.
В тяжелый для Пырьева момент появилась Марина Ладынина. Молодая актриса сподвигла его все круто поменять и в работе, и в личной жизни. К Ладыниной он ушел не сразу, - некоторое время он метался между Мариной Алексеевной и семьей, где подрастал сын Эрик. Ада Войцик тогда пыталась покончить с собой. Его это не остановило. Ладынина стала для Пырьева настоящей музой. Она снялась в девяти его картинах, большинство из которых имели огромный успех. С Мариной Ладыниной Пырьев прожил более 20-ти лет, пока его не настигла поздняя любовь к юной Людмиле Марченко, для которой, в ее 19 лет Пырьев, со всем его могуществом, вряд ли представлял интерес. Наверное, как и всем девушкам, ей хотелось романтики.
Дорожкова: Я не могу сказать, что она была влюбчивая. Потому что она уже влюбилась в 10-м классе. В одного молодого человека здорово влюбилась. Она такая была необыкновенная маленькая. Ну, такая куколка, привлекающая всеобщее внимание. Конечно, мужчины смотрели на нее и мальчики, не отрываясь. Но она любила поиграть их чувствами. Она не любила особенно таких, знаете, амбициозных. И вот амбициозных ребят, мальчишек, ей нравилось в себя влюбить, немножко их поставить на место.
Похоже, что Людмила, избалованная с юных лет вниманием мальчиков, в ситуации с Пырьевым, не очень понимала, чем это может обернуться. Она была юным, беззаботным существом, к тому же, рано свалившаяся на нее слава после дебюта в кино, мешали ей трезво просмотреть на ситуацию.
Дорожкова: Пырьев тоже ведь был амбициозный. И ведь, когда у них завязался роман с Пырьевым, я ей сказала: «Слушай, это тебе не мальчик. Это серьезная вещь. Это может плохо кончиться». Но она только посмеялась.
Когда Люда училась в десятом классе, она действительно сильно влюбилась в будущего военного Женю Пешкова. Как-то к ним в школу на праздничный вечер пригласили группу суворовцев из Калининграда. И гости, и хозяева подготовили номера художественной самодеятельности. Людмила исполняла две песни: «Гуцулка Ксеня» и «Скажите, девушки, подружке вашей». Неожиданно один из суворовцев начал подыгрывать ей на аккордеоне. Это и был Женя Пешков. Потом был белый танец, на который Людмила пригласила Евгения, ночные прогулки по Москве, длительная переписка. Женя писал стихи и посвящал их своей любимой. И хотя жизнь потом разбросала влюбленных, они помнили друг друга всегда. Много лет спустя полковник Евгений Алексеевич Пешков, боевой офицер, герой Афганистана решил разыскать свою первую любовь, но не успел…
После первых успехов в кино недавняя школьная влюбленность в суворовца Женю Пешкова как-то быстро забылась. Теперь страстными взглядами ее провожали люди, которыми еще совсем недавно юная Марченко любовалась на экране. Она с детства мечтала стать частью заманчивого актерского мира – в драмкружке 135-ой московской школы она была примой, в 10 классе попробовала себя в режиссуре. После школы Людмила успешно сдала экзамены в несколько театральных вузов Москвы, но по совету педагогов выбрала ВГИК - для театра у нее был слабоват голос. И сразу же, на первом курсе такая удача - главная роль у Кулиджанова! Однокурсники, а среди них были Владимир Ивашов, Светлана Светличная, Алла Будницкая, Галина Польских называли ее «нашей Одри Хепберн», студенты со всего ВГИКа сбегались на нее посмотреть. После такого взлета и к внезапно возникшей страсти Ивана Пырьева Марченко поначалу отнеслась с привычной легкостью.
Конечно, не нам судить о том, что это за чувства были на самом деле. Но мне кажется, Людмила Марченко была настолько страстной натурой, что, будь это любовь, не отказывалась бы от предложений стать женой Ивана Александровича. Вероятно, все же рядом с Пырьевым ее удерживало в большей степени уважение к мэтру, может даже льстило внимание такого сильного и талантливого человека. А ведь Пырьев даже приходил свататься к маме Людмилы Васильевны. Говорят, она указала ему на дверь, несмотря на все его обещания улучшить их материальное положение.
Дорожкова: Иван Александрович ко мне обратился: «Галя! Я тебя прошу. Она только тебя послушает. Уговаривай ее, чтобы она вышла за меня замуж. То есть, чтобы официально был брак зарегистрирован». Я говорю: «Что Вы, Иван Александрович! Разве можно такие вещи предлагать! Она только сама должна решать это».
Но подруги некоторые ее уговаривали, говорили ей, что надо выходить замуж. Иван Александрович – это же великий человек! Во-первых, она бы потеряла вообще всех родственников, чего она не допустила бы. Мама же была категорически против! И наш дедушка был ровесник Пырьева. И с Пырьевым разговаривал наш дедушка. Он его на ты называл. «Ты че, - говорит, - сошел с ума совсем? Это же твоя внучка фактически!»
В тот момент Иван Александрович все еще был женат на Марине Ладыниной. Страсть Пырьева к юной Марчеко довела его супругу до отчаяния. Она предприняла последнюю, наверное, опрометчивую попытку сохранить семью – написала письмо в ЦК партии. Для кого-то другого это могло иметь серьезные последствия, но не для Пырьева. Он объявил членам ЦК, что любит эту девушку и готов жениться хоть сейчас. Его оставили в покое, но вот в браке с Ладыниной эта история поставила точку. А Людмила Марченко вскоре неожиданно вышла замуж за студента МГИМО Владимира Вербенко.
Дорожкова: Это получилось как-то внезапно. Мы с мамой так подумали, и нам показалось, что она вышла за него замуж, не подумав. Потому что тоже она видела, как моя жизнь не устроена. Как мы с мужем скитаемся. И там такая же картина. Там маячит тоже бездомье. И она выскочила за него замуж, потому что Иван Александрович уж очень докучал. Уж очень он наступал. (И она, мне кажется, чтобы освободиться от его внимания... Она думала, что он поймет: все, она замужем, и все.
Но Пырьев не отступал. Он только усилил контроль над строптивой возлюбленной. Теперь Людмилу Марченко без его разрешения никто в кино не приглашал. А в 62 году режиссер Александр Зархи  предложил актрисе роль в фильме «Мой младший брат» по модной тогда повести Василия Аксенова «Звездный билет». Этот фильм стал настоящим звездным билетом для молодых дебютантов - Андрея Миронова, Александра Збруева и Олега Даля. Съемки проходили в атмосфере настоящей романтики и, казалось бы, свободы. Будущие звезды чувствовали себя непринужденно. Это, кстати, единственный фильм, где Марченко предстала перед зрителями яркой блондинкой.  Кстати, будущий любимец всех женщин страны Александр Збруев был уже женат на будущей актрисе Валентине Малявиной. Говорят, что Малявина постоянно присутствовала на съемках и вроде бы даже была дружна тогда с Марченко, но не без ревности посматривала на их дуэт со Збруевым.
Глядя на молодых актрис, Малявину и Марченко, и представить себе было невозможно, что судьбы обеих сложатся так драматично. Валентина Малявина через два десятилетия после блестящего начала своей карьеры окажется на скамье подсудимых и несколько лет проведет в колонии. А для Марченко, еще даже не успевшей окончить ВГИК, этот фильм стал последней серьезной работой в кино. Но тогда, конечно, она об этом не знала. Это было счастливое время – прибалтийские пляжи, цветы и солнце. Съемки проходили в Таллине. Но и здесь от Пырьева не было покоя.
Будницкая: Иван Александрович мог снять нас с занятий, меня и Орлова, сказал: «Едем в Таллин». Ну, конечно, во ВГИКе никто не возражал. «Таллин! Конечно...» Мы так радовались. Иван Александрович все время хотел, чтобы я была рядом с Людой. Я даже не знаю, почему... И мне, конечно... нам, конечно, хотелось, и Людке, наверное, хотелось, чтобы мы были рядом.  Вот, и я помню, что мы приехали, с Иваном Александровичем прилетели, Люда была на съемке, и мы с ним идем по Таллинну, и он говорит: «Алка, ну, давай, давай, давай, давай – сейчас что-нибудь ей купим». Ну, подарки - вот какого плана, да? Значит, замшевая курточка – в комиссионном магазине, значит, там какая-то юбочка, туфельки и сумочку – вот так все подобрали, и все, мы уже сложили это так на кресло и, когда Людка вошла, значит, чтобы это все видно. Восторг необыкновенный! Потому что еще и эмоции у Люды - вот так вот, вот это все. 
Конечно, поведению Марченко можно только удивляться. Что это? Юношеское легкомыслие или все-таки было трудно устоять против натиска и благодеяний Пырьева? И можно себе представить реакцию окружающих, ведь все это происходила на их глазах. Что уж говорить о законном муже.
Через несколько дней в Таллин приехал муж Людмилы Марченко Владимир Вербенко, и увидел там влиятельного поклонника своей жены. Так разрушился этот скоротечный брак. А в начале 60-х по инициативе Пырьева начали строить кооперативный дом, рядом с метро «Аэропорт». Говорят, что дом этот, в котором впоследствии жили Гайдай, Гриценко, Юматов был построен ради нее, ради Людмилы Марченко. Пырьев помог ей стать пайщицей кооператива, что было так непросто в те годы. Ходили слухи, что он же и оплатил ей однокомнатную квартиру. На деле же, она отдала за нее все заработанное за три звездные роли.
Будницкая: Квартира – ну, вот... Вы знаете, что там... Кровать какая-то там, я не знаю, стол, какая-то кухонька и ничего, ни посуды, ничего. Я помню, это была такая радость! Я сама жила в коммуналке, и я стала из дома тащить какие-то чайники, какие-то тарелки, чего-то такое, что-то немножечко, немножечко как-то так, чтобы что-то такое было, занавесочки – моя мама что-то сшила, какие-то занавески, - мы повесили, чтобы это все было. Хотелось иметь свою квартиру, так вот. И мне тоже было очень приятно, и мы там проводили очень-очень много времени. И Иван Александрович, конечно.
Кстати, Пырьев, уже известный и прославленный такими картинами, как «Трактористы», «Кубанские казаки, «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны» и другими получил за все эти заслуги 5-тикомнатную квартиру в престижном высотном доме на Котельнической набережной. Марченко, побывав однажды в этой квартире, сказала: «Такое я видела только в кино!». Но становиться хозяйкой этой роскоши не собиралась. А вот Иван Александрович все чаще стал наведываться в ее новый дом. Нередко приходил с вином. Сам не выпивал – у него была аллергия на спиртное, а для юной Марченко эти застолья стали началом большой беды.   
Будницкая:как-то Иван Александрович привез какую-то громадную, из Грузии, что ли, прислали какую-то такую бутыль красного вина. Вот, и мы сидели – девчонки сидели, значит, и пили это вино – хохотали, было весело, было хорошо. Но это, может быть, было начало какое-то. Вот, но для нас это была большая бутыль. Так, человек нас было пять. Я помню, что мы были очень навеселе. Но это было весело и замечательно, и, не знаю, потом подъехал мой муж уже, так сказать, и все. Но это было все в норме, и вот прекрасное такое вино, и прекрасное настроение. А вот эти вот тяжелые моменты я уже узнавала, к сожалению, как «Скорая помощь» приезжала, когда ей было плохо, или какие-то эти самые
Конечно, трудно судить в этой ситуации кого бы то ни было. Одержимую влюбленность Пырьева или непостижимую натуру Марченко. Неужели не понимала, что играет с огнем? Но факт оставался фактом…
Дорожкова: Все началось с Ивана Александровича. Он начал подливать, потому что ему нужно было сломать ее. У него была идея фикс, чтобы зарегистрировать брак, во что бы то ни стало.
А для молодой Людмилы жизнь продолжалась. И неожиданно пришла большая любовь. Однажды актер Владимир Гусев пришел в гости к Людмиле со своим приятелем – успешным геологом Валентином Березиным. До их знакомства он несколько лет работал за границей, был состоятельным, известным даже в артистической среде человеком. Он хорошо пел под гитару, интересно рассказывал о своей романтической профессии. Марченко влюбилась с первого взгляда. Вскоре Березин стал ее гражданским мужем. Узнав об этом, Пырьев взорвался. Он пришел к ней, и, не застав никого в квартире, взломал дверь и учинил там настоящий погром.
 Могущественный директор «Мосфильма» отдал распоряжение: «Марченко не снимать».
Будницкая: Я не забуду этот погром в квартире, когда он вбежал туда. Значит, он там разгромил все и забрал свой серебряный чайник, какой-то мельхиоровый, потом, значит, какие-то половники, потом, значит... И шубы – шубы, которые были... У Люды была куплена, ну, я не знаю, вот первая, единственное, что шуба, какая-то шуба была.
Вот, и я говорю: «Люд? Как? Все?» «Да так. Что мне, надеть, что ли, нечего?» Там, совершенно не реагировала. Я - была в гневе, просто в гневе! И я, когда узнала, что эту... эти шубы – одна была у Людки такая, более-менее, а другая ничего, такая какая-то, – и эти шубы перешли к его невестке, к жене Андрюши Ладынина.
Алла Будницкая считала себя подругой не только Людмилы Марченко, но и самого Пырьева, ведь тот нередко поверял ей секреты о своих отношениях с Люнечкой, как ласково он называл Людмилу. Алла Зиновьевна не любит это вспоминать перед камерой, но в разговоре она упомянула, как тогда, возмутившись поведением Ивана Александровича, она вбежала к нему в кабинет Союза кинематографистов, благо секретаря почему-то на месте не было и дверь в кабинет оказалась открыта, и на правах подруги стала стыдить всемогущего начальника и требовать, чтобы он вернул унесенные вещи, тем более, что среди них было кое-что, принадлежащее самой Будницкой. Спустя время кто-то привез Алле Зиновьевне ее чайник, но на карьере киноактрисы можно было бы поставить точку.
Будницкая: Он сказал: «Все, учти, Алка, больше тебе «Мосфильма» не видать». А что «больше»? я только что была утверждена в картину, которую должен был снимать Абалов Эдик, я была утверждена на главную женскую роль, вот, вместе с Зоей Федоровой. Зоя Федорова играла мою маму, что ли, я не помню.
Мало того, что меня не стали снимать, и картину закрыли, и Эдик Абалов пострадал. И Эдик Абалов пострадал, он уехал в эмиграцию, и, в общем, так сказать, как бы, по-моему, и не состоялся.
Гнев был его страшен, и месть была страшна. И очень-очень много лет, действительно, - действительно, очень много лет – мне нельзя было думать ни о «Мосфильме», ничего. Везде – он... У него совершенно четко было дано задание, все.
На самом деле, не позавидуешь: столько без вины виноватых участников этой истории! Вместе с Людмилой и Аллой под запрет попал и друг Березина Владимир Гусев. Такой страшной оказалась месть оскорбленного в своих чувствах самолюбивого мужчины. А Пырьев все не успокаивался.
Дорожкова: Потом написал ей письмо, опустил в почтовый ящик, (до этого я нигде не рассказывала) и когда она это прочитала, там такое было написано! Она мне даже не показала. Она говорит: «Что ты! Это читать нельзя. Там сплошная ненормативная лексика». Так что Иван Александрович номера тоже мог откалывать. Ну что Вы!
Несколько лет Марченко прожила с Березиным в гражданском браке. Он часто уезжал в экспедиции, а когда возвращался, со всех сторон слышал шушуканья про Пырьева, его развод с Ладыниной и приставания к Марченко. Вот так вернувшись однажды, Березин в приступе ревности, начал зверски избивать Людмилу. В институте Склифосовского, куда девушку привезла «Скорая» пациенты просили: «Только не к нам в палату, на это же страшно смотреть». Они не узнали любимую актрису. Врачам было не до внешности Людмилы Васильевны, они спасали ее жизнь. Марченко не было еще и 25, когда она вышла из больницы со шрамами на лице и мучительными головными болями. Операции, которые ей делали впоследствии, только усугубляли проблему. Родным, знакомым и следователю она сказала, что попала в автокатастрофу. И вернулась к Березину. Такой всепрощающей оказалась эта любовь.
 Дорожкова: Он часто уезжал из дома. И Люда такая гостеприимная, а потом ее и не снимают, она без работы, без детей, сил много, энергии много. И так приходили люди, приходили и выпивали. Застолье было. Очень часто застолье было. И для некоторых оно роковым оказалось, не только для Люды. А потом было уже такое время, когда он предлагал ей зарегистрировать брак. Он видел, что работы нет, нужно что-то делать. Он предложил ей снова уехать за границу. Он же в Сирии работал много лет. Уехать за границу, а потом вернуться, и видно будет. Но она отказалась категорически. Она все надеялась, что ее пригласят сниматься. А сниматься не приглашали, не приглашали.
Шло время. Она все больше страдала от невостребованности, радовалась каждому, даже крохотному предложению. С 62-го по 67 год Людмила снялась всего лишь в небольших ролях в «Стряпухе» в 65-м, в «Цыгане» в 67-м. В 66-м у замечательного Ролана Быкова в фильме «Айболит-66» в малюсенькой роли, практически в массовке. Со съемочной площадки постоянно писала письма Валентину. Он отвечал ей в каждом письме пламенными объяснениями в любви и мечтами о ребенке, которого быть не могло.
Дорожкова: Мама Валентина приезжает из Саратова и заезжает к маме на улицу Горького. Две мамы познакомились. И вот разговорились: «Что же наши дети не женятся! Столько же лет они встречаются!» И вот мама Валентина сказала, что ей Валентин сказал: «Как только у Люды будет ребенок, завтра же я иду, и мы регистрируемся». Но ребенка нет. А она очень переживала, но уже знала, что детей не будет. На сто процентов не знала, но уже было ясно. И, конечно, моя мама это передала Людмиле. Людмила ему ничего не сказала, и отношения пошли к разрыву.
У него появился ребенок, но от другой женщины. Там, где он работал. И Люда об этом узнала. И все. Она сказала: «Мы с тобой больше жить не будем. Тебе нужен ребенок, а не я. Нет у меня детей. Нет».
Марченко с Березиным расстались в 68 году. В этом же году умер Пырьев. Незадолго до смерти, после окончательного разрыва с Марченко, Иван Александрович женился еще раз. Но через три месяца после свадьбы его молодая жена Лионелла Скирда стала вдовой. А спустя некоторое время вновь вышла замуж. По иронии судьбы ее избранником оказался Олег Стриженов, тот, что когда-то стал первым взрослым увлечением Людмилы Марченко. После смерти Пырьева стало ясно, что его любовь к Людмиле Васильевне по-настоящему изранила его сердце. Вскрытие показало, что за последние годы Иван Александрович перенес шесть инфарктов.
Самый знаменитый фильм Марченко этого времени – «Стряпуха» со Светланой Светличной, Георгием Юматовым и Владимиром Высоцким, в котором Людмила впервые запела на экране. Режиссер не побоялся дать крупный план героини Марченко Таисии – ее глаза полны грусти. Кто-то из критиков потом скажет, что эта песня была стоном ее души.
Карауш: Встретились мы на «Стряпухе». У нее до этого много было всяких сложностей в жизни, и я считаю, что Кеосаян Эдмонд Гарегинович, который снимал эту картину, он вообще очень любит актеров, и он проявил просто благородство по отношению к ней. Потому что у нее же был шрам, и другой бы режиссер не взял ее. А он понимал всю обстановку ее сложную, и он взял ее. И, вы знаете, как они старались ее снимать – так, чтобы не видно было. Просто я восхищалась, что такое отношение. Он вообще актеров очень любил. И он, я считаю, ей сделал большой подарок. Ей это нужно было.
Карауш: Кстати, Люся, у меня был день рождения в июле, и она сказала: «Давай отметим как следует твой день рождения». Никогда этого не забуду. Мне это даже в голову не приходило. Думала: «Работа. Какой день рождения?» Она сказала: «Давай». И вы знаете, мы такой устроили день рождения, такой праздник для всех, стряпуха делала табака, Света Светличная, стол мы оформляли под диким виноградом во дворе, столы такие низкие с помидорами, с огурцами, и мы придумали вешать фрукты над столом: груши, яблоки, виноград – в общем, это что-то было потрясающее. Она говорит: «Я буду стоять около хана с опахалом». Она стояла, махала. И это было потрясающе. Всех гостей встречали. Меня одели в белое платье, из ромашек сплели мне венок. Это было гениально. Как жалко, что не сняли. Это такая была бы память, и это была идея Людмилы.
А после «Стряпухи» работы стало еще меньше. Наверное, режиссеры понимали, что приглашать актрису со шрамом на лице – это особая ответственность. Марченко поступила в театр-студию киноактера, но и там роли ей давали крайне редко. Постепенно она впала в депрессию. Появились какие-то новые подруги, всегда готовые посочувствовать за рюмкой спиртного. В этот тяжелый период в жизни Марченко возник мужчина, который изо всех сил пытался ее спасти – администратор Москонцерта Виталий Войтенко.
Дорожкова: Куда-то они ехали на гастроли в поезде, она с ним познакомилась, и он сказал: «Ну что ты!» Он уже знал ее историю, а он в нее был давно влюблен. Он сказал: «Ну что же унывать-то! Надо работать. Работа – это будет лучший лекарь сейчас для тебя». А он как раз возил актеров на гастроли. И он взял ее, и они поехали. Она включилась в работу, начала работать, немножко успокаивалась она. И он стал делать ей предложение. Что здесь была любовь, я не могу сказать. Но здесь была любовь как к человеку. Но у него был очень хороший характер, необыкновенный. Он был очень общительный, такой коммуникабельный, добродушный, не жадный. Люду любил безумно. Даже когда они потом разошлись, и он как-то меня встретил, - мы с ним просто случайно на улице встретились и разговорились – он бросился так меня обнимать, целовать и говорит: «Родной голос слышу!» У нас голоса с ней такие хриповатые, похожие немножко голоса. Он говорит: «Я ее люблю до сих пор. Безумно люблю ее». 
Казалось бы, жизнь Марченко в этот период снова обрела смысл. Ее радовало возвращение к работе. Виталий был старше на 18 лет, но был настоящим воплощением энергии, остроумия и полноты жизни. Они зарегистрировали брак, много путешествовали, общались с людьми, он всячески пытался вдохнуть в Марченко жизнь. С творческими вечерами они объездили всю страну. Людмила утопала в цветах, аплодисментах и письмах любящих ее зрителей. Виталий даже оградил ее от бытовых проблем. Рано утром ездил на рынок, а когда Людмила просыпалась, завтрак был уже готов. Они даже построили большой дом под Угличем, где отдыхали каждое лето. Казалось бы, чего еще хотеть? Но Людмила по-прежнему снималась мало, и это не могло ее не волновать. По настоянию мужа Людмила даже предприняла попытку пластической операции. Но и здесь ее подстерегала неудача. Результат был печальным. Последний фильм, в котором у нее была заметная роль, «Разведчики» вышел в 1968 году. Но она все еще верила и надеялась. Снималась в редких эпизодах, но видела, как режиссеры и операторы избегают ее крупного плана. Страшно переживала, но молчала. Продолжала ездить с концертами. Зрители задавали вопрос: над чем работает сейчас? От подобных вопросов впадала в настоящую депрессию. В эти периоды даже Виталий не мог ей помочь. Они начали отдаляться друг от друга и в 75 году брак распался.
Дорожкова: Она не пила с ним. Но у нее как было? Она нормально держится, а потом ждет-ждет, когда ее пригласят, дадут работу, а работу не дают. Они опять едут куда-то. А потом, когда они возвращаются, она – при мне были такие разборки – говорит: «Я больше ездить не буду. Мне стыдно уже об этом говорить. Все, я свое отработала. То, что меня когда-то снимали, я все расcказала и все это отдала зрителям. Дальше мне – не о чем. Жить прошлым, с повернутой назад шеей, я не буду. Мне нужна работа». Он стал отдельно ездить и работать, а она все время оставалась одна. А у нее уже опыт такой жизненный был, когда геолог был. Она говорит: «Мне это все надоело». И вот тогда она и говорила: «Лучше бы я в детском саду воспитательницей работала! Что мне этот кинематограф дал? Я с изуродованным лицом, я без детей, без денег».
 «В Люсе живут два человека: очень добрая, нежная женщина, которая может быть несгибаемо сильной, и слабенький человечек, которым управляют злые духи», - так говорил известный художник-иллюстратор Сергей Соколов. Брак с ним – последний в жизни Марченко, продлился 21 год. Она стала его музой: в княжне Мери, купринской Олесе и Суламифе - во всех его работах видны ее черты.
Мартынов: Отношения семейные оставляли такое впечатление, что она нашла такую тихую пристань. Она с очень такой большой теплотой говорила про мужа своего, Соколова, по-моему, но какого-то, знаете, большого женского счастья не чувствовалось. Ощущение было такое, и я видел сам, как он за ней ухаживает, как он трепетно к ней относится, что он действительно ее носил на руках, а она позволяла себя любить. То есть нашла такую тихую пристань. То есть сильных страстей нет, есть просто забота, всегда поддержка, хорошие отношения, спокойно, в общем.
Со злыми духами Соколов пытался бороться. Нашел врача-нарколога, утешал и поддерживал. В первые годы перестройки Марченко пришлось уйти из Театра киноактера, где у нее и были-то две крошечные роли, но и на них нашлись более именитые претендентки. Людмила согласится работать на Мосфильме ассистентом режиссера по подбору актеров
Дорожкова: все знали Людмилин характер. Она очень отзывчивая, она чужую боль воспринимает, как свою. Ей надо всем помогать. Она такая жалостливая, что я иногда с ней ссорилась, говорила: «Ну, это же до глупости доходит, что же ты всех жалеешь? Ну, пожалей себя-то, в конце концов». Ну, она решила всем помогать. И начали к ней ходить и ходить домой, просить работу. С бутылочками стали ходить. Потом муж сказал: «Я тебя обеспечиваю. Я зарабатываю достаточно. Заканчиваем эту деятельность ассистента режиссера. Давай будем отдыхать, ездить в деревню».
Я купила дом в деревне к тому времени. Она ко мне приезжала в гости. Потом рядом они там дом сняли. Он там работал. Там он и умер, в деревне.
Сергей Соколов умер от сердечного приступа в конце июля 96 года. Марченко пережила его всего на 6 месяцев. Она умерла в Москве от банального гриппа. Запретила родным приезжать в гости, чтобы те не заразились. А сама не вызывала врача и не принимала лекарств. Может, она просто не хотела жить одна.
Попрощаться с Людмилой пришло всего несколько человек. А через год ее скромную могилку на Ваганьковском кладбище разыскал Евгений Пешков – тот, что был школьной любовью Людмилы Марченко. Теперь уже полковник, прошедший Афганистан, женатый, отец двоих детей. Это он поставил памятник с теневым портретом той девочке, которую когда-то так любил.
Будницкая: Всю жизнь Люда была очень наивным человеком. Люда всю жизнь делала все... – я вот так, потом вот так думаю, что она была такая, немножко «шалая». Это хорошее, кстати. «Шалая» – то есть она поддавалась эмоциям.  Я не считаю, мне кажется, что нельзя никого обвинять в ее трагической судьбе. Вы знаете, я не могу сказать, что сыграл какую-то там роль страшную... а любой из ее мужчин. Это был ее выбор.
Ну, может быть, она была настолько ранимой и настолько не защищена.Это не вина ее, это судьба. Это судьба.

Вернуться с списку публикаций

Найти: на ludmila-mar4encko.narod.ru на Народ.Ру на Яндексе
Сайт создан в системе uCoz